Содержание
С 2005 года в России 4 ноября отмечается День народного единства. Этот праздник стал символом патриотизма и любви к Родине, поэтому в школах и детских садах проходят тематические занятия, а также выставки поделок, посвященные празднику.
Поделки в детском саду
При изготовлении поделок с малышами необходимо учитывать их возрастные особенности. Дошкольникам младшего возраста не дают острые предметы, то есть подбирать идеи поделок нужно без необходимости что-то вырезать, прокалывать, сшивать. Востребованными техниками являются:
- Работа с пластилином — объемные поделки и аппликации на бумаге и картоне;
- Бумагопластика и оригами;
- Аппликации;
- Рисование карандашами, красками.
Чтобы ребенку было интересно, а работа казалась сложной и эффектной, техники можно комбинировать. Главное подобрать соответствующие дате элементы. Символов у праздника достаточно, чтобы при работе постепенно знакомить детей с их историей и смыслом.
В младшей и средней группе
Для малышей важно дозировать нагрузку. Маленькие дети не могут проводить за работой более 15 минут, но должны видеть результат непосредственно после занятия, — планировать и прогнозировать у них пока тоже не получается.
Если работу над поделкой ко Дню Народного Единства слишком затянуть, он потеряет интерес. Для работы можно предложить пошаговые несложные приемы:
Аппликацию-флаг из пластилина. Шаблон для работы нужно заранее распечатать, а пластилин трех цветов разложить в нужном порядке. Пример должен быть и перед глазами.
Хоровод пластилиновых человечков. Каждый из детей делает одну фигурку и педагог потом ставит их в хоровод вокруг заранее приготовленного распечатанного изображения флага или земного шара.
На выставке надо обязательно подписать работу каждого малыша.
В старшей группе
В старшей группе дети знают и другие государственные символы — герб, Кремль. Эти темы можно отразить в работе.
Также можно обыграть идею глобуса — показать, какое место занимает Россия, а если речь идет о конкретном регионе, можно выделить на карте и его, показав роль в жизни страны. В работах можно обыграть национальный колорит, но подчеркнуть, что регион является частью страны.
Можно использовать материалы и техники:
- складывание из бумаги;
- аппликации любых видов;
- рисование пальчиками или ватными палочками.
Сложные поделки на День народного единства дети могут выполнить за 2-3 занятий. Для этого работу надо разбить на этапы (фон, подготовка деталей, сборка).
В подготовительной группе
У детей уже увеличены возможности мелкой моторики. Кроме раскрашивания можно ввести в занятие самостоятельную подготовку фона, а при оформлении добавить интересные приемы для тех же символов. Работы получаются уже не однотипными — персонализированными и оригинальными. Дошкольники в ДОУ могут работать:
- с бумагой и картоном;
- бросовым материалом (втулки, картонные стаканчики, семечки и крупы);
- тканями, тесьмой;
- природными материалами.
Работы, которые не делаются в детсаду, а собираются дошкольниками дома во многом зависят от фантазии родителей. Для них тоже стоит заранее сделать подсказки, показать, какими могут быть работы.
Читайте также: Военные поделки — 100 идей
Поделки в школе
Даже в младших классах дети уже владеют не только большим набором техник, но и способностью раскрывать в работах свое собственное отношение. Если в детском саду поделка чаще всего является точной копией указанного преподавателем образца, то уже в начальных классах ребенок может придумать собственный сюжет. Главное — натолкнуть его на идею, подсказав направление для творчества.
В работе можно отразить:
- Исторические панорамы — обратиться к теме восстания Минина и Пожарского, рассказать о крупных битвах, которые позволили сохранить российскую государственность.
- Многообразие и многонациональность России. Тема, которая будет интересна не только столичным школьникам, но и представителям регионов — поделки ко Дню Народного Единства с национальным колоритом.
- География и архитектура России — демонстрация самых интересных и открыточных видов страны (Кремль, Москва-Сити, панорамы мегаполисов, символы родного города);
- Современные события — увеличение территории РФ за счет присоединения новых регионов, карты страны в целом.
- Тему военных действий, единения армии и народа, вопрос поддержки военнослужащих.
- Можно ограничиться формальной темой любого гражданского праздника. В этом случае можно использовать цветы, салюты.
Поделки из бумаги
Работа с природными материалами в ноябре осложняется отсутствием возможности их собрать, — в некоторых регионах к этому моменту уже лежит снег, в других идут затяжные дожди. Основными материалами для работы становится внесезонная бумага, ткани, нитки.
Для этого возраста важно не только участвовать в работе, но и ощущать итоги своего труда. Именно поэтому на первое место выходят идеи, которые после занятия можно практически применить:
- поздравительные открытки;
- коллажи — интерьерные аксессуары;
- панно и картины.
Все техники усложняются — аппликации становятся объемными, применяется оригами или складывание, рисунки обретают мелкие детали. Появляются и креативные идеи — бутылка превращается в вазу, старые кубики в подставку для телефона, а тарелочка — в необычные часы.
Темы для работ при этом остаются теми же — единство народов России и ее национальные традиции в рамках этого единения, государственная символика, общие приметы праздников. Отказаться стоит только от привычных для открыток и праздничных панно цветов, — ноябрю они уже не свойственны.
Из лент
На уроках труда школьники уже знакомятся с техниками шитья. В качестве поделки ко Дню Народного Единства можно предложить сделать брошки или брелки для телефонов из флиса, фетра или фоамирана, а также сшить нарядные броши из лент. Учащиеся 2-4 класса с такими приемами легко справятся:
- складывание петель;
- заломы и спирали;
- заутюживание лепестков;
- сшивание.
Если заранее приготовить пайетки и бусины, работы можно сделать еще более яркими и нарядными. В такой технике можно сделать броши, заколки, ободки, которым найдется место не только 4 ноября.
Параллельно с работой с выбранными материалами дети знакомятся с историей страны и ее особенностями. Патриотическое воспитание неотъемлемая часть таких занятий.